Добрый день, уважаемые читатели и гости блога! Надеюсь путешествие по страницам блога будет для вас полезным. Пишите комментарии. Я вам обязательно отвечу!

пятница, 20 апреля 2018 г.

Единство мозга

Добрый день, уважаемые 
гости и читатели блога!
Работая в образовательных учреждениях, мы не редко встречаемся с детьми, которые часто отвлекаются, не достаточно сосредоточены на выполнении заданий предлагаемых вами. 
Этих детей взрослые часто называют невнимательными, неорганизованными. В школе такая категория детей плохо читает, медленно пишет с большим количеством «нелепых» ошибок.

 Причины проблем, чаще, не связаны  с тем, что ребенок не хочет или не старается. В большей степени это связано со строением мозга и его функционированием.
Существует множество научных работ по теме межполушарного взаимодействия, но о них я писать не буду.  Литературы на данную тему очень много на просторах интернета. Я думаю нам, взрослым, важно знать, и всегда помнить,  что при несформированности межполушарного взаимодействия не происходит должного обмена информации между правым и левым полушариями. Восприятие информации поступающей из вне одним полушарием отлично от восприятия той же информации другим полушарием.
Вы, наверняка, знаете, что еще Роджер Сперри в 1981 году получил Нобелевскую премию за открытие того факта, что каждое полушарие отвечает за разные мыслительные операции. Так, левое полушарие отвечает за: логику, последовательность, структуру. А правое отвечает за: интуицию, воображение, образы, эмоции.
Когда-то читала метафору о двух коллегах. Чтобы научить двух людей работать вместе, в паре, необходимо давать им общие задания. И если вдруг один из них находится в угнетенном состоянии, то в этом случае обоим надо давать такую работу с которой «угнетенному» работнику будет легче справиться. Такой работой для двух полушарий мозга будет одновременное создание рисунка левой и правой рукой.

Заставляя мозг синхронно работать можно прийти к такому состоянию, в котором обучение будет происходить быстрее, легче. Кроме того симметрирование работы мозга положительно сказывается на функционировании всех органов и систем.


Доказано, что рисование обеими руками координирует работу обоих полушарий головного мозга, успокаивает, помогает сосредоточиться, повышает настроение. Физиологи выявили, что при данном виде деятельности происходит развитие  необходимое при коррекции дислексий, дисграфий: межполушарной специализации, межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий, мелкой моторики, памяти, внимания, мышления, речи. Появляются новые нейронные связи, активизируются ранее не активные участки головного мозга. Головной мозг начинает задействовать большее количество своих ресурсов и своего потенциала.

Польза рисования обеими руками состоит еще и в том, что используя не ведущую руку, активизируется работа «пассивного» полушария. Не знаю, пробовали ли вы когда-нибудь рисовать обеими руками – я пробовала,  поскольку использую данный способ рисования в работе с дошкольниками. И прежде чем предложить это им я опробовала его на себе. Ощущение странное, как будто, что-то в голове начинает шевелиться, напрягаться, «скрипеть». На какое-то мгновение, кажется, что там происходит «хаос», напряжение.
В своей практике я использую подобное рисование как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых в сочетании с кинезиологическими упражнениями и обязательно в начале занятия. А еще а ходу могу придумать различные упражнения в которых действуют оба полушария. Таким образом, мы активизируем мозговую деятельность.


Начинать рисовать необходимо с простых узоров и предметов, а далее это могут быть симметричные изображения. Главное условие – рисование обеими руками одновременно.  Очень хорошая подборка вариантов рисования «от простого к сложному» находится на этом сайте. Подборка, которую я использую у себя на занятиях находится здесь
Кроме того, можно внести изменения в свою повседневную жизнь и повседневную жизнь ребенка. Для этого стоит всего лишь: взять ложку в другую руку, зубную щетку, начать резать хлеб другой рукой, а при работе за компьютером можно пользоваться мышкой, не ведущей рукой.
А вот такие упражнения рекомендует американская арт-терапевт Люсия Каппачионе в своей книге «Сила другой руки». Многие люди успешно пользуются этими приемами – рисованием обеими руками – для снятия стресса.
В очередной раз, почувствовав себя измотанным, расстроенным, выведенным из душевного равновесия, попытайтесь один раз, а если сможете, то и больше выполнить следующие упражнения: 
Упражнения
1) Попробуйте, взяв в каждую руку по карандашу или ручке (можно разных цветов), нарисовать что-нибудь симметричное, с использованием обеих рук одновременно.
2) Другой вариант: возьмите в каждую руку по карандашу и рассеянно, машинально, обеими руками одновременно (каждая на своей части листа), выполняйте один и тот же рисунок, но так, чтобы каждая рука двигалась по-своему,  то есть, не стараясь добиться синхронных движений, попытайтесь сделать два одинаковых рисунка.
3) Возьмите в каждую руку по карандашу и рисуйте обеими руками одновременно, однако на этот раз пусть каждая рука делает свое собственно спонтанное изображение и движется, как ей хочется. 
4) «Марайте бумагу»! Рисуйте сначала доминантной рукой все, чего душа просит, выражайте на рисунке то, что почувствовали именно сейчас. А потом делайте то же самое субдоминантной, вспомогательной рукой». (Источник https://vk.com/page-10973410_38728444)
Короткое видео рабочих моментов


Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). 
РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА.





14 комментариев:

  1. Замечательные простые и полезные ваши рабочие моменты! С пуговичками обязательно поиграем на ближайшем занятии!:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана Дмитриевна, добрый день! Эта идея с пуговицами пришла, совершенно случайно на одном из занятий с детьми. Игра детям очень нравится. Использую ее в начале занятий, для активизации мозговой деятельности.

      Удалить
  2. Ответы
    1. Алена, здравствуй! Иногда задумываешься о том, какая многозадачная у нас работа. Буквально вчера слушала вебинар о нейропсихологическом подходе в развитии когнитивной сферы. Без подобных упражнений результат будет не высок.

      Удалить
    2. недавно купила такие тетради
      https://www.labirint.ru/books/543863/
      https://www.labirint.ru/books/587916/

      в след. уч. году планирую использовать и еще по нейропсихологии отличные книги
      https://www.labirint.ru/books/461648/
      https://www.labirint.ru/books/461647/

      Удалить
    3. Алена,спасибо за ссылки. Уже заказала себе!

      Удалить
  3. Юлия, спасибо за Вашу публикацию. И я для себя нашла в ней много интереного

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, вы знаете, я некоторые рекомендации тоже уже использую. Нет предела совершенству. А нам педагогам, в нашем быстротечно меняющемся мире, особенно важно оставаться в тонусе.

      Удалить
  4. Юлия, большое спасибо за очень интересный и нужный материал!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, здравствуйте! Рада, что материал понравился.

      Удалить
  5. Юлия, спасибо! Отличные рекомендации для развития способностей. И для взрослых подойдут упражнения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, добрый день! Мне они тоже показались достаточно просты в использовании и интересны для детей. Несмотря на всю сложность их выполнения.

      Удалить
  6. .... Что-то остро почувствовала, как мне не хватает моих "психологических" рабочих моментов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, добрый день! Помнится, как много, в нашем детстве, было различных игр способствующих развитию обоих полушарий и межполушарных связей. И как мало этого сейчас. Вроде бы ИКТ в помощь, но как страдают от этого современные дети из-за неспособности взрослых ограничить их прибывание в виртуальной реальности.

      Удалить

Что бы вставить смайлик, скопируйте под ним код и вставьте его в комментарий!