Добрый день, уважаемые читатели и гости блога! Надеюсь путешествие по страницам блога будет для вас полезным. Пишите комментарии. Я вам обязательно отвечу!

вторник, 13 февраля 2018 г.

Немного о страхах

Добрый день, уважаемые гости и читатели блога!
Откуда берутся страхи у детей? Порой родители, приходя на консультацию с вопросом о том, что ребенок чего-то боится и предположить не могут, что поспособствовало возникновению страха. Это могут быть даже самые, на их взгляд, безобидные фразы, действия, поступки. Просто «припугну один разок бабой ягой», просто «пусть посмотрит этот мультик, что в этом такого», просто «постучу, как будто сосед забрать хочет». Бывало так? Знакомая ситуация? Всего один раз, зато какой, но чаще этого вполне достаточно. Именно так, взрослые сами провоцируют появление страхов у детей сами того не желая.

 Взрослым нужно помнить и никогда не забывать о том, что дети очень впечатлительны и эмоциональны, а в возрасте 5-6 лет очень бурно развивается воображение и фантазирование. Малыш просто на просто, «дорисует и приукрасит» всю прелесть ваших высказываний и поступков в более яркие краски, и вы даже не заметите, как ваша «безобидная» фраза, поступок приведут к последствиям, с которыми работать придется очень долго и много. И сил на ее устранение и времени понадобиться в разы больше чем на то, чтобы сформировать страх и тревожность в ребенке.
Существуют разные страхи. Страхи, которые носят защитную функцию, которые защищают ребенка от какой-либо опасности. Ведь малыш не полезет никогда к кипятку, зная, что там горячо, не засунет пальцы в розетку и т.п. Такие страхи защищают ребенка от травм и причинения боли. Есть страхи возрастные, которые возникают на определенном возрастном этапе и при правильном поведении взрослых проходят. Есть страхи, которые появляются в результате травмирующих ситуаций: неверная фраза, испугала собака, посмотрел не тот мультфильм, да еще и не раз.
Как видите, каждый страх индивидуален. В своей работе я чаще обращаю внимание не только на содержание страха, но и ищу именно причину появления страха и его глубину.
Когда ребенок чего-то боится – это очень серьезно. Наличие страха свидетельствует о том, что ребенок борется с неблагоприятными впечатлениями и стремится их победить. Если страхи ребенка не будут преодолены в детстве, то взрослея, он передаст их своему ребенку, эти страхи будут аукаться человеку в дальнейшем: всю жизнь ему придется бороться с унаследованными страхами.
Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами фрагментами занятия с воспитанницей старшего возраста, которая бурно реагирует на сказочных героев, участвующих в представлениях, боится клоунов.
После того, как проведены все диагностические обследования, опросы, анкетирование родителей и беседа с ними я разработала рекомендации для родителей и педагогов по взаимодействию с ребенком.
Как известно страхи очень бояться, когда о них говорят, поэтому мы о них говорили. Страхи бояться, когда их рисуют, поэтому мы их рисовали и превращали в нечто смешное, несущественное, красивое и доброе. Выясняли причины того, почему, например, Баба Яга может быть плохой. В итоге выяснилось – оказывается у нее нет друзей и с ней никто не дружит, она никогда не получала подарков, у нее нет нарядных платьев и т.п.

Соответственно в рисунке потом мы отобразили все то, о чем говорили: нарисовали друга, нарядное платье, печенье и шарики (как сказала девочка, печенье для братика, а шарики для меня).
На одном из занятий я предложила девочке нарядиться в Бабу Ягу (постепенно, сначала, нос, через время парик и платок), проиграли в злую и добрую бабку. Было много положительных эмоций. Фотографии оставили на память и отправили родителям для беседы дома. Также хорошим вариантом в работе со страхами является Сказкотерапия. Чудесно, когда содержание совпадает с тем, что говорил ребенок. У нас так и получилось. Сказка помогает в игровой форме избавиться от страхов.
Важно, чтобы в содержании сказки был страх с которым ребенок справиться не может. Необходимо, чтобы в сказке был именно тот опыт, услышав который, ребенок мог бы применить в сложившейся ситуации. Бывает так, что ребенок не может найти выход из ситуации, в этом случае можно предложить ему варианты решения, из которых он выберет подходящий для себя. Мы читали сказку под сенсорным дождем. На каждую реплику и объяснение Бабы Яги, ребенок бурно реагировал: "Да, я так и говорила", "Значит я была права" и т.п.
Еще хорошим приемом является применение пословиц и поговорок, недавно обнаружила их новое название психологические метафоры.
Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.
Смелость города берет.
Где смелость, там и победа.
Где нет знаний, там нет и смелости.
Не думай о страхе, так его и не будет.
На смелого собака только лает, а труса кусает.
Будь храбрым — и ты будешь сильным.
Кто храбр, того любое испытание только красит.
Умелого, смелого страх не возьмёт, и враг не побьёт.
Работа с ребенком не закончена и будет продолжена до конца года. Помимо индивидуальных занятий девочка включена в подгрупповые занятия, направленные на развитие эмоциональной сферы. В работе со страхами важно активное взаимодействие с педагогами и родителями. Поэтому планирую детско-родительские встречи с применением технологии Мозартика, которая поможет дополнительно проанализировать семейные отношения и наверняка увидеть, что-то важное.  Нужно помнить если есть проблемы у ребенка, значит есть проблемы у родителей и с этим тоже надо работать.
А сейчас немного важной теории.
1.  Обеспечьте ребенку больше любви, заботы, внимания, не будьте слишком строгими, формальными, принципиальными. Не бойтесь лишний раз обнять, приласкать ребенка. Дошкольник в этом очень нуждается.
2.  Никогда не ругайте ребенка за то, что он боится, а, наоборот, проявите заботу. При наличии страхов задавайте ребенку вопросы: Как выглядит страх? Для чего он пришёл к нам? В каком мире он существует? Чего он хочет? Что мы можем сделать, чтобы подружиться с ним? Что произойдет, когда мы с ним подружимся? Но эти вопросы не должны задаваться в момент приготовления борща, стирки белья и т.п. Выберите момент, чтобы ни вас ни ребенка ничего не отвлекало, что бы в этот момент вы принадлежали друг другу и с полным доверием проведите беседу.
3.  С детьми дошкольного возраста специалисты в своей работе используют игровую терапию. Например, если ребенок боится Бабу-Ягу, то в игре он сначала сражается с "Бабой-Ягой"-взрослым и побеждает ее. Потом сам становится Бабой-Ягой и нападает на взрослых. Они пугаются, а ребенок снисходительно объясняет им, что на самом деле он - Баба-Яга - вовсе не страшный и не злой, а просто хотел их испугать. Несколько таких сеансов, как правило, позволяют избавиться от одиночного, изолированного страха вне зависимости от его содержания.
4.  Принимайте и понимайте страх малыша и расскажите свою историю о том, как вы боялись в детстве и как справились с этим страхом.
5.  Обсуждайте прочитанные книжки, отслеживайте какие фильмы и мультфильмы он смотрит перед сном.
6.  Если ваш ребенок имеет слабый тип нервной системы, то есть очень чувствительный, боязливый, старайтесь избегать дома криков, ругани и скандалов. Старайтесь чаще говорить ласковые слова, обнимать малыша. Если он, к примеру, испугался шума, сразу объясните, откуда он произошёл, труба шумит и т.д. Обязательно обратитесь к психологу, если у вашего ребенка на протяжении длительного времени наблюдается тревожность, вызванная страхами.
7.  Постарайтесь проиграть пугающее малыша событие в специальной ролевой игре, где бы страшное показалось смешным или обыденным для повседневности.

А как вы работаете со страхами, уважаемые педагоги-психологи? 
Поделитесь опытом.

14 комментариев:

  1. Юлия Геннадиевна, спасибо, очень интересный пост! Пусть у девочки пройдут все страхи!
    Я хоть и педагог-психолог, но пока на воспитании у меня только свой ребенок, 5 лет.
    Со страхами боремся разговорами (например, сын говорит:"Я боюсь, что злодей из мультфильма придет в мой сон. Я не буду сегодня спать всю ночь". Я начинаю говорить:"Это же твОй сон, и ты можешь в своем сне сделать так, чтобы этот злодей стал добрым.. Расскажи, каким он станет в твоем сне?.."
    Также читаем сказки, где добро побеждает зло.
    Хотя я недавно столкнулась с таким понятием, как ВЧ-высокочувствительный ребенок, и тут я поняла, что перед такими детьми практически вся литература и опыт - бесполезны, не помогает ничего. Ребенок (7лет) трясётся от одного только напоминания о страхе, а уж попросить его нарисовать то, чего он боится - это вообще может спровоцировать, что он не будет спать две недели.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, здравствуйте! Злоде, монстры и призраки - это просто бич нашего времени. К сожалению мы сами не всегда следим за тем, что смотрит наш ребенок. В моей практике количество детей со страхами увеличилось в разы за последние года три. Вот так берешь ребенка на индивидуальный скрининг в средне группе по познавалке, а он тебе в предварительной беседе все и рассказывает. На вопрос, чем ты любишь заниматься дома? Ответ у многих смотреть мультики и играть в компьютерные игры. И по названиям понимаю, что эти игры и мультфильмы я уже не знаю. Хотя стараюсь следить за "новинками", чтобы быть в курсе дела. А высокочувствительном ребенке тоже слышала, но считаю, что ноги есть у любых проявлений. Ребенок сам по себе не рождается тревожным, агрессивным. Таким он становится под влиянием социальной ситуации развития. Это мое мнение. Если ребенок трясется лишь от одного упоминания о страхе - это уже дело серьезное и, думаю, работой педагога-психолога тут не обойтись, к сожалению. Все сугубо индивидуально.

      Удалить
  2. Юля, будут вопросы по выкладкам детей и родителей, пишите! Одна голова хорошо, а две лучше. Кстати, случай, о котором пишет Елена Андреева, - наш, мозартичный. Его (ребёнка) ассоциации надо уводить в ресурсную область, а не головой в омут страхов. А у страхов всё-таки есть причина, Елена, этот 7-летний, не столько ВЧ, сколько "хромает" на базовое доверие к миру или конкретный травматичный опыт. Он бы ассоциативно двигался в ресурсное поле, по дороге поняли бы, что и откуда.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Полина Эрнестовна, рада приветствовать! По выкладкам обязательно напишу. Единственное, сомневаюсь, что получится снять, поскольку это может нарушить весь процесс и поселить некую не доверительность со стороны родителей. Совершенно согласна с вами в области ресурсной зоны и "омута страхов", все индивидуально в каждом случае. И прежде чем приступать к работе необходимо убедиться в верности принимаемого решения в плане оказания помощи. Спасибо, что заглянули)

      Удалить
  3. Юлия, спасибо, бесценный материал для родителей. Детские страхи, к сожалению, иногда перерастают во всевозможные фобии. Главное, не прозевать, не оставить без внимания поведение ребенка

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, приветствую вас! Очень рада, что материал оказался полезным. В фобии и соматику страхи перерастают тогда когда взрослые ведут себя не совсем корректно к детской душе и детским переживаниям. Важно быть глобально внимательными к детству и идти ему всегда навстречу.

      Удалить















  4. Юля, спасибо за материал!

    У меня был такой случай. Мама обратилась с запросом на страхи ребенка быть дома, вообще ребенок был тревожным, чего-то всегда опасался. Я пошла таким путем. Предположив, что родители могут заражать своими переживаниями детей и передавать им свои страхи, я использовала технику в рамках детско-родительской встречи (можно и просто с мамой) из сказкотерапии "Карта моей внутренней страны" (где посмотреть про нее я не знаю -я училась) и в карте явно отразились страхи (было море страха). Проработав с мамой ее страхи, страхи ушли от девочки. Мама боялась внезапной госпитализации - что делать? Нашли разные варианты выхода. Не знаю как это можно использовать в садике - я работала частным образом.


    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, привет! Родители очень часто заражают своей тревогой детей. Есть общеизвестная фраза "У тревожных родителей, ребенок не может быть спокоен". Но, к сожалению, и педагоги не всегда корректны. С техникой уже познакомилась. Интересная. Добавляю в копилочку. Мы в детском саду и с родителями тоже работаем) Ведь если есть проблемы у ребенка, то они же есть и у родителей. Поэтому работать надо комплексно, на мой взгляд. Спасибо тебе большое за твой ИНТЕРЕСНЫЙ опыт. Ты как всегда -"сундук сокровищами"!

      Удалить
    2. Прямо сходила и посмотрела, что за карта внутренней страны. Интересно...

      Удалить
    3. Это же сделала сразу и я. От Алены всегда получаю ценную информацию о тех формах с которыми я не работала еще.

      Удалить
  5. Юля, добрый день! Почему написала, сейчас с одной коллегой следим за выкладками ребёнка со страхами. Могу в ВК связать с ней. Чисто исследовательски всем было бы важно, как в тех же "Витражах" проявляются страхи, как будут вылезать причины и собираться ресурсы. Коллегу тоже зовут Юля.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Полина Эрнестовна, а почему бы и нет? Для меня Мозартика по сей день остается некой загадкой. Было бы интересно познакомиться с практическим опытом ее использования, к тому же, по столь актуальной для меня, на сегодняшний день, теме. Правда до 18 марта, я выпаду из активного общения, по уважительной причине).

      Удалить
  6. Очень ценный и глубокий материал. спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, спасибо. надеюсь, что этот материал будет актуален для родителей.

      Удалить

Что бы вставить смайлик, скопируйте под ним код и вставьте его в комментарий!