Добрый день, уважаемые читатели и гости блога! Надеюсь путешествие по страницам блога будет для вас полезным. Пишите комментарии. Я вам обязательно отвечу!

воскресенье, 20 ноября 2016 г.

Развивающая среда в домашних условиях


Добрый день, уважаемые читатели и гости  блога!
Как часто современных родителей волнует вопрос «Чем заниматься с ребенком, чтобы он был умным?». Конечно, очень хорошо, что такой вопрос у родителей возникает. Но, многие из них, имеют ввиду целенаправленные занятия. Однако, мы, педагоги и специалисты дошкольных учреждений знаем, как важно дать ребенку просто возможность взаимодействовать с окружающим миром. 
Конечно, даже если не создавать определенные условия для развития ребенка в домашних условиях он все равно будет развиваться в том темпе, который ему свойственен, с учетом его особенностей и возможностей, а вот если создать специальные условия, точнее организовать окружающую его среду, развитие будет более динамичным и разносторонним. Именно, поэтому посчитала важным и нужным дать родителям некоторые рекомендации, выполнение которых будет способствовать полноценному развитию ребенка. Ведь так важно понять, что не всегда требуются специализированные занятия.
Когда ребенок маленький мы не всегда можем точно сказать к чему ребенок тяготеет, что ему более интересно. Поэтому, важно создать условия для разностороннего развития ребенка в которых сможет проявиться индивидуальность ребенка, его интересы.
Очень понравился пример: если поместить помидор в рассол, что с ним станет? Правильно, он станет соленым. Точно также и с детьми. Если просто создать необходимые условия, то он будет развиваться и творчески, и интеллектуально, и эмоционально.
О чем важно знать!
ü Дома развивают даже стены. На стенах можно размещать различные картинки, соответствующие основному предназначению помещения: кухня – продукты питания, посуда; гостиная – предметы мебели; коридор – алгоритм одевания и раздевания и тд. Плюс размещения информации на стенах в том, что она регулярно попадается ребенку на глаза и довольно хорошо запоминается.
ü Ванна. Изучение законов физики обеспечено. Можно переливать воду из одной емкости в другу. Причем, горлышки могут быть разные, что способствует ребенку больше сосредотачиваться. Можно бросать различные предметы в воду: тяжелые или легкие. Можно одновременно помыть ванну или стены губкой. Интерес обеспечен и развитие, заметьте тоже с интересом.
ü Что придумать на кухне? Особо ничего и не нужно! Просто дайте ребенку ваши дорогие кастрюли и сковороды, крышки и пусть малыш прячет туда свои игрушки, находит их, вкладывает одну посудину в другую, строит башенки, стучит… Вообще кухня – это своего рода комната Монтессори
Можно использовать крупу и причем очень активно использовать. Существует множество игр с крупой, которые можно найти в интернете. Первое, что приходит на ум – обыкновенная сортировка (отделить горох от фасоли). Особенно привлекательно если мама готовит гороховый суп, а ребенка попросили о помощи. После этих слов активность обеспечена! Но тут важно дать ребенку не тазик с крупами, а небольшое количество, чтобы интерес у ребенка не перешел в утомление. Либо можно придумать что-то по такому типу, как показано на фото ниже.
Я еще использовала крупу и бутылки с узким горлышком, которые ставила немного на расстоянии от ребенка. Вот вам развитие мелкой моторики, координации движений рук, а если попросить еще и руки скрещивать и поочередно пальцы менять... вот вам и кинезиологи – развитие межполушарного взаимодействия.
ü Папины инструменты – это вообще кладовая, куда интереснее играть с настоящим, нежели с игрушечным: забить, открутить, закрутить, разложить. (под присмотром взрослого).
ü Вы не можете добиться того, чтобы малыш собрал свои игрушки или мусор в комнате. Следующая идея для вас: предложите малышу забрасывать мусор в корзину, а игрушки в ящик. Вот вам и решение вашего вопроса и вопроса физического развития.
ü Для физического развития идеальный вариант наличие спортивного уголка, но, если его нет. На   помощь может прийти динамическая гимнастика, которая поможет ребенку развить чувство равновесия, гибкость, подвижность. Поиграйте в догонялки с препятствиями: стулья, кубики, веревочки, которые надо перепрыгивать, оббегать.
А комната малыша – это особое место, пространство которой требует особой организации. Здесь я всегда за то, чтобы комната была разделена на центры, как в дошкольных учреждениях:
ü центр творческого развития (различные краски, штампы, шаблоны для раскрашивания, карандаши, фломастеры, пластилин, масса для лепки, различные поделки, наклейки, цветная бумага и т.п.)
ü центр конструирования (конструкторы, кубики)
ü центр экспериментирования (различный природный материал: камни, ветки, листочки, шишки и т.д .)
 
ü центр воды и песка (кинетический песок, давайте возможность ребенку играть с водой)
ü центр литературы (книги в соответствии с возрастом, для рассматривания и чтения)
ü центр музыкального развития (все, что гремит, шумит, звучит)
ü центр театрализации (различные виды театра – магнитный, пальчиковый, би-ба-бо, различные наряды: доктор, парикмахер и т.д.)
Работа во всех центрах развивает глазомер, память, внимание, художественный, эстетический вкус и творческие способности, речь, расширяет общий кругозор.
Создание развивающей среды дома – это не такая уж и сложная задача, нужно просто захотеть, захотеть помочь ребенку развиваться. Уберите все опасные предметы, а остальное отдайте на изучение ребенку. А уж когда он подрастет то пройдя такую школу развития достаточно быстро освоит различные гаджеты, которые так активно вытесняют на второй план различные игры и живое человеческое общение.
Основное правило организации развивающей среды – это доступность. Поэтому все должно быть доступно ребенку, чтобы в любое время, прислушиваясь к своим желаниям он мог себя занять тем, что ему интересно именно в эту минуту. Это очень важно предоставлять ребенку выбор, не ограничивая в его желаниях. Ваша задача состоит лишь в том, чтобы поддержать этот интерес и направить в нужное русло.


Отправляемся в Детскую галерею 

19 комментариев:

  1. Все это здОрово, замечательные советы. Вот бы еще и площадь своя была у молодых семей. Но, кто хочет, тот всегда всего достигнет. Желаю молодым родителям и всем взрослым правильно развивать ребенка!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, добрый день! Когда свое жилье есть это всегда замечательно. Вы правильно сказали: "кто хочет, тот всегда всего достигнет" Главное быть заинтересованным в собственном ребенке.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Юлия! Спасибо за интересные советы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, доброго времени суток! Это скорее не советы, а рекомендации и "желающий" будет стремиться их выполнять)

      Удалить
  3. Папина мастерская и мамина кухня - это что-то фантастическое для ребенка!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, здравствуйте! Предоставлять ребенку, различные варианты и знакомства с окружающим миром - это и есть залог успешного развития. но иногда бывает, что "нечто фантастическое" так и остается, чем-то недосягаемым для познания ребенком.

      Удалить
  4. Здравствуй, Юля!
    Организация пространства, ее мобильность и доступность являются важным фактором в развитии малыша.
    Хорошо!!! если родители думают об этом, а не делают из комнаты красивую композицию, в которой нет места для игр, творчества и развития.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А ведь бывает и такое, что в садиках есть в группе места, в которых нет места для игр. Туда детям вообще нельзя заходить... и педагоги глубоко убеждены в том, что имеют право так делать: дети сломают игрушки, помнут, порвут и убирай потом за ними...😢

      Удалить
    2. Виктория, как ты права! Ведь часто родители боятся за дорогие обои, мебель и т.п Не без этого. Но!! стоит только правильно организовать пространство и все будет решено. Поверх дорогих обоев закрепить старые обратной стороной и вуаля... место для детского творчества) В общем-то, как написала Анна Борисовна "кто хочет......."

      Удалить
  5. Спасибо, Юлия, за отличный пост!
    Присоединяйтесь к Детской галерее. Вам есть, что рассказать родителям. 😍

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, добрый день! Спасибо за приглашение, обязательно приму его) А по поводу того, что в группах не разрешают детям пользоваться определенными центрами - это есть!! Но это уже, думаю, работа методиста. А, чтобы не убирать за детьми, для этого их надо научить этому. Ввести определенные правила группы. И это, работа педагогов группы. Дети всегда адаптируются к новым требованиям, группе, воспитателям. Опять же возвращаемся к условиям...)))

      Удалить
  6. Спасибо, Юлия!

    В плане развивающей среды у меня есть одно жизненное наблюдение. Главное держать себя за руки, и не мешать ребенку превращать окружающую среду в развивающую)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, правило заставило улыбнуться! но я абсолютно с ним согласна. ведь ребенок это делает для чего-то, надеясь увидеть, что из этого выйдет. Вот ценность развивающей среды - самостоятельное приобретение опыта.

      Удалить
  7. Да, Юлия, всё верно - всегда можно найти возможность для развития своего ребёнка, было бы желание.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это можно делать даже по дороге домой и из детского сада, во время прогулки) Вариантов очень много.

      Удалить
  8. Юлия, спасибо, читала и радовалась, у нас все это имеется в достатке, так что со средой полный порядок))).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, наблюдая за вами и вашими детьми, на лице и в душе только радость за вас и ваших деток. Вы мама, которая понимает важность создания адекватной среды для развития детей.

      Удалить
  9. Здравствуйте)
    Хорошие и простые советы)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алиса, добрый день! Хотелось бы. чтобы этот пост стал неким вектором направленным на развитие детей.

      Удалить

Что бы вставить смайлик, скопируйте под ним код и вставьте его в комментарий!